John Kondratiev (interrno) wrote,
John Kondratiev
interrno

На границе трёх цивилизаций

Встречу 24 мая 2018 года можно было бы уложить в три строчки :
"24 мая в 19/00 в Московском Центре Льва Гумилёва Святослав Каверин, исследователь народов Гиндукуша, выступил с докладом об истории и культуре бывшего Кафиристана – афганской провинции Нуристан и соседних областей..."


Вот он, Святослав, сидит под "плюсом" арт-систематизма и смиренно ждёт, пока закончатся формальные моменты. Руководитель Центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин сделал всё возможное для создания доверительной и творческой атмосферы вечера.

Артефакты культуры и быта представляемых народов, звучавшая весь вечер музыка и образы (аутентичный головной убор и фотографии) соединяли пространства и времена в один нерасчленяемый узел мистического действия. Присутствующие глубоко прониклись как темой, так и подачей материала.


Кроме развенчания мифотворчества о некоем "прарусском народе" где-то в центре Афганистана, докладчик представил глубокое и многостороннее повествование о Нуристане, пуштунах, калашах, талибах, памирцах... , столкновении и взаимодействии сохранившейся двухтысячелетней (языческой?) культуры и ислама.

На границе трех цивилизаций, - России, Китая и Индии, словно в остановившемся времени (как часто происходит на разных границах, пространства и вещества) живут потомки наших общих предков, со схожими чертами мироощущения и языка ("шея" у них тоже "шея"). Цивилизация в виде исламских "покорителей" пришла к ним только в 19 веке, а научные исследования до сих пор весьма трудоемки не только из-за отдаленности территории, но, скорее из-за отдаленности во времени (хотя у всех там есть мобильные телефоны и аккаунты в фейсбуке).


Слева на фото вход в офис Центра Гумилева в Москве

Несомненно влияние ещё одной древнейшей цивилизации на исследуемые взаимодействия, - Персия рядом (а была ещё и империя греков, Александра Македонского, также граничившая с нынешним Нуристаном). А местные народности, насмотря на разность обычаев и языков, неизбежное принятие ислама, сохраняют веру в лесных фей "пери" ("Перун", "перья", "фейри","перина"), и, кстати, в отличии от равнинных собратьев, пользуются мебелью (креслами и скамейками).

И кто-то стремится забыть и стыдится своего прошлого, а кто-то сохраняет и гордится им. Глобализация не только разрушает самобытные культурные традиции и верования, но и выявляет общие и сходные черты, дает возможность не только слиться с новым миром, но переосмыслить и сохранить уходящий, прежний, такой же общий и единый, как и сегодняшний.

Ждём от Святослава Каверина новых исследований, книг и желаем новых вдохновенных открытий.  
Tags: Время, Жизнь, Личность, Мир, Поэзия, наука, образование, общество, программирование будущего, сознание, среда обитания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments