John Kondratiev (interrno) wrote,
John Kondratiev
interrno

Белая Индия, Синий Китай


Храм в Дьяково, построенный Иоанном III
для рождения Иоанна IV



"Мне кажется, я узнаю себя
В том мальчике, читающем стихи.
Он стрелки сжал рукой, чтоб не кончалась эта ночь,
И кровь течет с руки...
... с той стороны зеркального стекла..."
Б.Г.

"Белая Индия" - новая книга Павла Зарифуллина. Чем занимается автор, доступно рассказано в самой книге, в последних частях даже в подробностях. Любопытные, которым не лень бродить по ссылкам в Интернете, могут больше узнать о нём здесь.
Для особо пытливых не составит труда узнать, что он присутствует и здесь, а также, что когда-то он работал с евразийцем Дугиным, но пути их разошлись.

Возможно по той же причине, по которой герой эпиграфа к этому тексту пытается остановить время, воздействуя на измерительный прибор. Эта какая-то общая беда определенного рода исследователей и художников, которые уверены и уверяют других в существовании прямой зависимости между миром и взглядом на мир субъектов, порожденных этим миром. В существовании прямой, рациональной Магии Действия. Товарищ Дугина, Евгений Головин, тоже упоминающийся в книге, очень точно чувствовал подобную связь, связь Мира и Мифа, но, в отличие от Дугина, он совершенно правильно понимал, что никакие приборы и теории не "работают" в отношениях между творцом и его миром, что только сам художник, тратя себя, способен работать с мифом, как с инструментом влияния на мир.

Грааль пуст в руках недостойных, меч-кладенец способен вытащить из ножен только избранный, дойти до кощеевой иглы может только правильно выбирающий отношения со встречными.
Миф нужно прожить. Чем и занимается автор книги вместе с читателем.

Основная идея, процесс, разбираемый в книге, - тяга в Азию. Рассматриваются вопросы притяжения англичан в Индию, Афганистан и на Балканы, немцев на Урал и вообще в Россию. Происходит это с помощью деконструкции этнических мифов, народных представлений о случившемся.
Возвращение блудного сына, к отцу, в семью, к очагу, где зарождался этот Мир, -  основная тема произведения.

Главный герой, вернее Центр Притяжения, поскольку он не существует как деятельная историческая личность, а  действует только как собирательный образ, - Пресвитер Иоанн, владелец Земли Праотцев, тот, кто отобразился в Иоанне Крестителе.

Некоторое время назад, году в 2013, один иерарх старообрядческой Церкви (что в Калитниках) рассказывал, что Индия, - православная страна, и у него есть фолиант 16 века, где об этом прямо говорится. Если найти список путешествия Афанасия Никитина в Индию, то можно удивиться обилию тюркских слов и понятий, и тому, что путешественник обходится без толмачей-переводчиков. "Белая Индия" дает разъяснения.

Китай со своими лукавыми правителями мандаринами, качающими головами и не говорящими ни "да" ни "нет", Индия с семью слонами, терпким чаем и буддийским московским летом, отражающим луковицами богатырских шлемов, покрывающих храмы, символы вечного круговорота-коловрата, смиренность и упрямство монгольской конницы, - это всё русское. И бирюзовая гуанинь, и белая слоновая кость и красная кровь восхода.
На страже Лукоморья камень с троесловием и ожившая глава никогда не умиравшего Иоанна, и очень простой выбор:

1. Налево пойдешь - коня потеряешь.
2. Направо пойдёшь - друзей потеряешь.
3. Прямо пойдёшь - себя потеряешь.
Возможно, всё дело в преодолении Мифа? Победить Говорящую Голову? Преодолеть Стену (Китай)? Покорить "внутреннюю" монголию? Сказка ложь, да в ней намёк...
Миф не просто "живуч", это единственный инструмент моделирования Мира.
Главное - не блудить в Пути.

"Мне сказали, что эта дорога ведёт к Океану Смерти, и я с полпути повернул обратно.
С тех пор тянутся передо мной глухие, кривые, окольные тропы."
(Братья Стругацкие).


25.09.2017




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments